Понятия со словосочетанием «шахматная игра»

Петербургское общество любителей шахматной игры — первый официально зарегистрированный шахматный клуб в России. Открыт 27 марта 1853 (устав утверждён 27.8.1852). Цель общества — «распространение вкуса к этой благородной и поучительной игре» (из устава).

Связанные понятия

Гамбит слона — шахматный дебют, разновидность принятого королевского гамбита в шахматах, начинающаяся ходами: 1. e2-e4 e7-e52. f2-f4 e5:f43. Cf1-c4.
Ласка — шашечная игра, изобретённая чемпионом мира по шахматам Эмануэлем Ласкером. Правила игры имеют сходство с английскими шашками (чекерсом) и старинной русской игрой «башни» (столбовые шашки).
Вариант дракона — полуоткрытое начало, возникающее в сицилианской защите после ходов...
Шахматы Капабланки — вариант шахмат, предложенный Капабланкой для спасения от ничейной смерти, которая, как считал Капабланка, угрожает классическим шахматам.
Польский гамбит — шахматный дебют, начинающийся ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. e2-e4 d5:e4 3. Кb1-c3 Кg8-f6 4. Сc1-g5.
Аристократ (аристократическая задача) — шахматная композиция (задача, этюд), в которой присутствуют только фигуры (без пешек).
Короле́вский гамби́т — дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4. Идея этого дебюта в устранении пешки е5, вскрытии вертикали «f», захвата центра ходом d4 и атаки на пункт «f7». Один из самых острых и сложных дебютов. Относится к открытым началам.
Варианты шахмат — настольные игры, напоминающие шахматы или основанные на шахматах.
Шахматные поддавки — разновидность шахмат с необычными правилами. Данная игра очень популярна на постсоветском пространстве. Иногда применяется в тренировочных целях как средство борьбы с «зевками».
«Теория дебютов» — шахматная книжная серия, выпускавшаяся советским издательством «Физкультура и спорт» с 1979 по 1990 годы.
Во́лжский гамби́т (в западной шахматной литературе «Гамбит Бенко») — дебют, начинающийся ходами: 1. d2-d4 Кg8-f6 2. c2-c4 c7-c5 3. d4-d5 b7-b5.
«Шахматный университет» — книжная серия, выпускаемая издательством Русский шахматный дом в Москве. На данный момент серия насчитывает 104 книги, посвященных различным аспектам игры в шахматы.
Ферзевые окончания — позиции в шахматной партии, где на доске помимо королей присутствуют только ферзи и пешки. Теория рассматривает 2 типа ферзевых окончаний...
Гроссмейстер (нем. Großmeister «большой мастер») — высшее спортивное шашечное звание.
Ша́хматные вундерки́нды — дети, которые обыгрывают в шахматы взрослых игроков и даже шахматных мастеров. Прогресс в шахматном искусстве у шахматных вундеркиндов с годами различен: одни становятся с годами гроссмейстерами и чемпионами, другие же просто остаются хорошими игроками.
Обратная игра Бодянского, Обратная игра П. Бодянского — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 hg5 2.gh4 — «Игра Бодянского» за черных.
Гамбит коня — разновидность принятого королевского гамбита в шахматах, начинающаяся ходами: 1. e2-e4 e7-e52. f2-f4 e5:f43. Кg1-f3
Ша́хматная диагра́мма — графическое представление шахматной позиции, представляющее собой изображение шахматной доски с расставленными на ней фигурами и пешками. В силу своей наглядности диаграммы широко используются в процессе обучения игре, шахматных задачах и этюдах, а также при анализе сыгранных партий.
Шахматы Карреры — вариант шахмат, предложенный Пьетро Каррерой, впервые описанный в 1617 году. Этот вариант примечателен тем, что в нём возможно впервые были использованы комбинированные фигуры, не считая ферзя из классических шахмат. Позже было создано много современных вариантов этой игры: Шахматы Капабланки, Grand Chess и другие.
Отказанный королевский гамбит — разновидность королевского гамбита, при котором чёрные на втором ходу не принимают жертву пешки.
Шотла́ндский гамби́т — дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 e5:d4 4. Cf1-c4. Относится к открытым началам.
Пешечная цепь — пешки одного цвета, расположенные по диагонали и защищающие друг друга. Например, белые пешки с2 — d3 — е4; пешка с2 называется основанием цепи, остальные — её звеньями. Пешечная цепь может быть подвижной — одну из пешек (звеньев) можно продвинуть, либо заблокированной, когда пешки соперника расположены вплотную к пешечной цепи (например, белые пешки — d3, e4, f5; чёрные — d4, e5, f6). Атака пешечной цепи ведётся преимущественно против её основания (см. Подрыв пешечной цепи), так...
Шахматный кодекс СССР — свод обязательных правил шахматной игры и проведения соревнований. До начала XX века в России не было своего шахматного кодекса. С 1911 в соревнованиях Петербургского шахматного собрания применялись правила, разработанные Германским шахматным союзом. Однако они были неполными. Поэтому в 1913 была предпринята попытка создания русского кодекса шахматной игры и проведения соревнований, который не получил официального признания; до 1933 соревнования проводились фактически по правилам...
При́нятый фе́рзевый гамби́т— шахматный дебют, начинающийся ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 d5:c4.
Миниатю́ра (англ. miniature), в шахматах и шахматной композиции — задача или этюд, в начальной позиции которых число фигур обеих сторон в сумме не превышает семи. Название дано в 1902 году немецким проблемистом О. Блюменталем.
Шахматный композитор — шахматист, занимающийся составлением шахматных композиций.
Шахматы не глядя на доску — вариант шахмат, в котором человек играет не глядя на доску, то есть «вслепую». При этом ходы противника ему объявляют устно.
Ша́хматная шко́ла — условное название группы сильных шахматистов, которые имеют общие взгляды на шахматы и успешно применяют их на практике.
Ошибочная ладейная пешка (англ. Wrong rook pawn) — в шахматных эндшпилях со слоном пешка, которая является ладейной, может быть неправильной для мата. С одним слоном результат позиции может зависеть от того, контролирует ли слон квадрат на шахматной доске, на которой продвигается данная пешка. При перспективах проигрыша иногда используется оборона, которая заключается в том, чтобы попасть в один из подобных эндшпилей, часто через жертву; что делает более сильную сторону неспособной выиграть. Это...
Бессмертная партия (нем. Unsterbliche Partie) — шахматная партия, сыгранная 21 июня 1851 года в Лондоне между Адольфом Андерсеном (белые) и Лионелем Кизерицким (чёрные). Примечательна большим количеством серьёзнейших жертв, которые принесли белые для достижения победы. Одна из самых знаменитых партий за всю историю шахмат, была единодушно признана высшим образцом романтических шахмат — течения, господствовавшего в середине XIX века.
Ша́хматная страте́гия — принципы и способы шахматной партии, охватывающие подготовку и осуществление систематического, последовательного развивающегося воздействия на позицию соперника.
Мат Анастасии (нем. Anastasia-Matt) — шахматная комбинация из новеллы немецкого писателя Вильгельма Гейнзе «Анастасия и игра в шахматы» (1803).
Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи a1.
Гамбитные соревнования — шахматные турниры и матчи, проводившиеся в начале XX века, в которых участники были обязаны примененять заранее оговорённые гамбиты. Целью соревнований была популяризация гамбитных начал, а также поиск новых вариантов (продолжений).
«Шахматна мисыл» (болг. Шахматна мисъл — «Шахматная мысль») — ежемесячный журнал, орган Шахматной федерации Болгарии; выходит в Софии с 1947 года (издатель вестника «Народен спорт»). В 1947—1982 годах главный редактор — А. Малчев, с 1983 — П. Петков. Тираж — свыше 6 тысяч экземпляров (1984).
Ферзь (перс. فرزین‎ ferzin — визирь, советник; Юникод: ♕♛, в просторечии часто именуется королева) — самая сильная шахматная фигура. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».
Отка́занный фе́рзевый гамби́т — разновидность ферзевого гамбита, в которой чёрные не принимают жертву пешки с4, а решают защитить свою пешку d5. Эта защита в начале XX века была одной из популярнейших, ввиду господствующего тогда убеждения, что единственным путём к достижению равной позиции чёрными является борьба за центр с помощью пешек.
Защи́та Дамиа́но — шахматный дебют, начинающийся ходами 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 f7-f6.
Позиция Филидора — типичная ничейная позиция в эндшпиле «ладья с пешкой против ладьи». Слабейшей стороне следует всячески стремиться к этой позиции, чтобы достичь ничьей. Названа в честь французского шахматиста Ф. А. Филидора, который предложил эффективный метод защиты.
Подрыв пешечной цепи — тактический приём в позиционной игре; имеет целью ослабление или разрушение пешечной цепи соперника. Своевременный подрыв может ослабить позицию соперника, резко...
Двухходо́вая зада́ча, двухходовка (англ. twomover) — шахматная задача, в которой некоторое условие необходимо выполнить не более чем в 2 хода.
Се́верный (да́тский, норди́ческий) гамби́т — вариант центрального дебюта, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. d2-d4 e5:d4 3. c2-c3.
Идеа́льный мат, в шахматах и шахматной композиции — разновидность правильного мата. В идеальном мате задействованы все фигуры и пешки сторон, находящиеся на доске, а все свободные поля вокруг атакованного короля бьются противоположной стороной ровно один раз, либо заняты собственными фигурами или пешками.
Трёхходо́вая зада́ча, трёхходо́вка (англ. threemover) — шахматная задача, решаемая в 3 хода.
Самый красивый ход в истории шахмат (в другом варианте — Самый красивый ход в истории английских шахмат) — джентльменский жест словенского шахматиста Милана Видмара в партии с чемпионом мира кубинцем Раулем Капабланкой во время шахматного турнира в Лондоне, состоявшегося в 1922 году.
Мат на последней горизонтали — в шахматах мат, который ставит ферзь или ладья (обе фигуры могут возникнуть при превращении пешки) на 8-й горизонтали, если мат ставят белые, и на 1-й горизонтали, если мат ставят чёрные, когда король не может отойти на переднюю горизонталь, так как на ней располагаются его же пешки.
Пешечная структура — расположение пешек на шахматной доске; во многом влияет на выбор плана игры, расстановку фигур обеих сторон, снижая или повышая их активность. Различают позиции с определившейся, фиксированной пешечной структурой (игра пешками ограничена или вообще невозможна) и с неопределившейся структурой (возможна широкая игра пешками). Различные дебюты характеризуются своими типами пешечной структуры, определяющей планы игры сторон.
Многоходо́вая зада́ча, многоходо́вка (англ. moremover) — шахматная задача, решаемая в 4 хода или более (чешская школа рассматривает четырёх- и многоходовые задачи как различные жанры).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я